Warning: getimagesize(/wp-content/uploads/narodnaja-mashina-moskvich-vozvrashhaetsja-533e4a6.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /home/ih382049/pravdanews.com.ua/www/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306

Народная машина. «Москвич» возвращается

Народная машина. «Москвич» возвращается

Московский автомобильный завод «Автофрамос» группы Renault закрыт. Мэр города Сергей Собянин заявил, что «принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом „Москвич“». Партнёром производства будет КамАЗ. Есть повод вспомнить историю этой марки

Исторически автозавод «Москвич» был тесно связан с комсомолом — в 1930-41 годах он носил имя КИМа (Коммунистический интернационал молодёжи), а в 1968-1993 годах он назывался «Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола» (АЗЛК).

Наследие Генри Форда

Создавался «Москвич» как автосборочный для производства лицензионных автомобилей Ford А (легковая) и Ford АА (грузовая). Ford А, заменивший в 1927 году на конвейере первенца фирмы Ford Т, стал одним из самых массовых автомобилей своего времени — почти 5 млн. экземпляров. Не смотря на свои антисемитские и профашистские настроения, Генри Форд активно сотрудничал с СССР.

Он не только продал лицензии, но также спроектировал и оборудовал заводы в Нижнем Новгороде (ГАЗ) и в Москве.

Завод начал работу в ноябре 1930 года. Его цеха были построены на пересечении Московской кольцевой железной дороги (сейчас по ней ходят поезда Московского центрального кольца) и Остаповского шоссе (Волгоградский проспект). В декабре 1930 постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве».

В 1933 году КИМ стал сборочным производством ГАЗа, перейдя выпуск легендарной «полуторки» (из-за грузоподъёмности 1,5 т.) ГАЗ-АА. По сути это была та же фордовская машина, только упрощённая и полностью из отечественных комплектующих.

Автозавод

Молодое и амбициозное руководство завода не собиралось ограничиваться сборкой готовых машинокомплектов. В 1939 году на заводе началась разработка собственной модели, на основе британской машины Ford Prefect. Базовая модель был во многом осовременена, в частности, применён капот аллигаторного типа и отдельный багажник с доступом снаружи. Новшеством (правда — британским) была приборная панель перед рулём, а не посреди торпеды. На 840-килограмовый автомобиль был установлен двигатель объёмом чуть меньше 1,2 л. и мощностью 30 л.с.

Первый советский малолитражный автомобиль получил название КИМ-10, а сам завод, сделавший следующий шаг в развитии, стал автомобильным.

Увы, 340 выпущенных автомобилей в продажу не поступили, завод был частью эвакуирован, частью перешёл на выпуск военной продукции, оснастка и документация на КИМ-10 была утрачена, сами автомобили были поставлены в армию, и почти все погибли.

Немецкий след

В мае 1945 года принято постановление СНК СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей. Предприятие было переименовано в «Завод малолитражных автомобилей» (ЗМА, позже — «Московский завод малолитражных автомобилей»).

В 1947 году под маркой «Москвич-400» (позже — 401) было начато производство автомобиля Opel Kadett K38. Это был один из массовых «народных» автомобилей, производившихся в фашистской Германии. Причём автомобиль во многом прорывный — цельнометаллический несущий кузов, фары, интегрированные в крылья, пневматические тормоза, передняя подвеска, в которой пружины и пневматические стойки спрятаны под единым кожухом.

В 1945-47 годах часть оборудования завода в Рюссельсхайме (несмотря на то, что земля Гессен входила в западную зону оккупации и позже осталась в ФРГ) была по репарациям передана в СССР. Ну как — передана? После перехода немецкой промышленности на военные рельсы линия была разобрана, специальное оборудование и станки были отправлены на склады, где частью были уничтожены союзной авиацией, а частью «каннибализированы».

Утрачена была и оригинальная техническая документация. Фактически линию пришлось создавать заново. Да и сам автомобиль был изменён. Например, на него ставились литровые моторы мощностью 23 и 26 л.с. В 1951 году появилась частично синхронизированная коробка передач.

Именно этот «Москвич» стал первым советским малолитражным автомобилем для индивидуального использования. В продаже он стоил 8-9 тысяч рублей, в то время как горьковская «Победа» — 16 тысяч. Всего было выпущено свыше 250 тыс. машин в вариантах седан, каблиолет, фургон, пикап и даже кабриолимузин.

В 1956 году было начато производство новой модели — «Москвич-402» с кузовом понтонного типа (кузов, у которого нет выступающих крыльев, а боковины имеют плоскую форму — как у ГАЗ М-20 «Победа») и более мощным 35-сильным двигателем объёмом 1,2 л. Моделей 402, 403 и 407 было выпущено свыше полумиллиона.

II группа

В 1964 году появился «Москвич-408», который относился уже не к первой, а ко второй группе малолитражных автомобилей. Он был не только мощнее (1,7 л., 50 л.с.), но и значительно просторнее — длина 4 м. вместо 3,8, а ширина — 1,55 вместо 1,4 м. Ну и машина приобрела уже современную форму. В 1969 году и на 408-й, и на 412-й модели появился кузов нового образца, с прямоугольными фарами производства ГДР. 

Модель 408, а также последовавшая за ней 412 и 2140 (на ней стоял 1,5 л. мотор мощностью 75 л.с.), стали ещё более массовыми — 800, 400 тыс. и свыше 2 млн. соответственно. Причём выпускались они не только в Москве — 408 и 412 модели много лет выпускались в Ижевске (до 1999 года!), а также в Болгарии и Бельгии. Вообще, после премьеры на Лондонском автосалоне 1964 года «Москвич» приобрёл немалую популярность на Западе — его поставляли во Францию, Грецию, Великобританию (праворульная модификация), страны Бенилюкса и Скандинавии.

На «Москвиче», например, ездил герой повести братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста»» — полицейский из неопределённой скандинавской страны. Борис Натанович позже вспоминал, что в письмах читателей им указывали — действительно так, машина была популярна среди госслужащих благодаря своей ремонтопригодности, высокой проходимости и дешевизне.

Впрочем, в 1970-х годах, популярность «Москвича» пошла на спад: в СССР был запущен Волжский автозавод и довольно быстро оказалось, что «Жигули», хотя дороже и уступают по проходимости, намного комфортнее, надёжнее и проще в управлении.  

Последняя модель

В конце 1970-х Минавтопром предложил АЗЛК начать производство переднеприводной машины Simca 1308, выпускавшейся французским отделением корпорации Chrysler. На заводе возмутились, но мнение начальство возобладало.

Прототип на основе кузова Simca с новым передком, в котором был продольно установлен двигатель от «Москвича-412», был готов уже в 1977 году. На заводе его называли «Максимкой». Производство машины, после ряда доработок, началось только в 1996 году. При этом от исходной модели осталась только форма крыши и кузов хэчбек. На него ставилось целое созвездие двигателей объёмом от 1,5 до 2 л. Эта модель была выпущена в количестве более 700 тыс. штук.

«Москвич-2141» существенно превосходил не только предшественников, но и своих советских «одноклассников». По сравнению с вазовским «зубилом» он имел лучшую проходимость, по сравнению с ижевской «Одой» — более удобный салон и большую прочность кузова (вообще, по итогам краш-текстов 2141-й оказался наиболее безопасным советским легковым автомобилем).

Самые поздние версии этой модели имели собственные имена — «Святогор», «Князь Владимир», «Иван Калита». Делались попытки установить на них импортные моторы, но ничего не помогало.

4 марта 2002 года главный конвейер АЗЛК был остановлен. Немного позже прекратилась сборка из готовых машинокомплектов в Киеве.

Немного будущего

Сейчас у «Москвича» (так завод официально назывался с 1993 года) нет не только готовой модели для производства, но даже и коллектива конструкторов, который смог бы взяться за решение этой задачи. Поэтому ключ от будущего завода находится на КамАЗе.

КамАЗ, помимо своего основного, большегрузного профиля, занимался легковыми автомобилями как минимум с 1988 года — тогда завод присоединился к выпуску микролитражек (двигатели объёмом от 0,6 до 1 л.) «Ока» под индексом КамАЗ-1111. «Бешеная табуретка» смотрелась рядом с трёхосными грузовиками довольно экзотично.

Но и после прекращения выпуска «Оки» заводское КБ продолжало работу над легковыми автомобилями. Сейчас в активе у завода есть концепты кроссовера КамАЗ-6520 и электромобиля «Кама-1», а в пассиве — отсутствие свободных производственных мощностей для их выпуска. И тут — Собянин со своим шикарным предложением.

Источник: ukraina.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.